"Я тоже хочу", Алексей Балабанов. Кинокритик Ганова Людмила | Современная литература 21 века



"Я тоже хочу" Алексея Балабанова

В 2012 году вышел фильм Алексея Балабанова “Я тоже хочу”. Мне захотелось написать и об этом фильме Алексея Балабанова, которого считаю лучшим режиссёром современности. Мы сидели в студии Altay Lik Gallery и говорили о том, что, как хорошо в этом фильме два главных героя, киллер и музыкант, сидят в бане и после парной пьют пиво в бутылках с сухой рыбкой.

Наверное, Балабанов и сам любит его так пить. И повторяет сюжеты, эти сюжеты. Так пили пиво и в “Брате”. Мы в Сибири любим пивцо с копчёной селёдочкой, тоже очень очень вкусно. Фильм “Я тоже хочу” очень очень выбивается из бесконечного русского мыла, погрязшего в обыденности. И бесконечно врущего. На джипе Land cruiser два- три- четыре- пять героев, собранных в Петербурге прямо из современности, переезжают на нём в фантастическую зону, из лета в ядерную зиму. Не доезжая Углича. Вместе они внезапно оказываются потому, что захотели быть счастливыми , как это ни странно. А вот в этой закрытой охраняемой зоне, возле старинной церкви, как сказал герою священник , и осуществляется внезапная переброска к счастью. Священник не знал, куда попадают герои. А главный герой почему-то не спросил, что это за счастье. . .

В счастье в России все безоговорочно верят. Время от времени мы начинаем дружно строить это счастье, даже не представляя себе, что мы строим. Ну, например, семьдесят лет советской эпохи. Во время поездки герои разговаривают друг с другом. А мы понемногу начинаем знакомиться с ними и понимать их.
В фильме есть несколько концептуальных моментов, которые тронут вашу душу. По крайней мере, режиссёр Балабанов в это верит. Героев не останавливает даже то, что из зоны никто не возвращается. Впрочем, погоня за счастьем русских не останавливает никогда. Они проезжают русскую разрушенную заброшенную деревню, которых теперь так много в России.
Сидят у костра и пьют водку ( они всё время пьют водку ). А в это время у одного из героев умирает старый отец в джипе, которого он тоже взял с собой. И он хочет его похоронить, а кругом лежат непохороненные люди. Его это так поражает , что он остаётся умирать рядом с ним. Он не захотел искать счастья один. В фильме есть героиня. Учившаяся на философском факультете университета, и которая стала проституткой. Мы тоже так и не узнали, какого счастья хочет она. Кто-то пошутил, что в зону девок берут только голых, и джип отъехал. . .
И она вдруг разделась и побежала в эту ядерную зиму голой. У ней настоящая русская красота, и голая она бежит по этой деревне, по снегу, за своим счастьем. Таких кадров в мировой кинематографии, кроме Балабанова, не сделал никто. Их надо просто видеть. Сложна личность и шофёра джипа, киллера, убившего в начале фильма в сумерках четверых. Каждому из посмотревших этот фильм придётся всё же попытаться решить эту задачу, достоин или не достоин он счастья, так легко в него поверивший. И вот, наконец, он , киллер,перед этой разрушенной русской церковью, перед этим богом, в которого верили русские до революции, перед этим совершенным творением их мысли, их рук, их пониманием этого мира...

В церкви остатки настенной росписи, рассказывающей об Иисусе Христе и то, что осталось от церкви, когда советская власть полностью захотела уничтожить его и её. Лично меня потряс момент, когда он, киллер,встаёт на колени перед этой церковью, а потом мёртвый, скорчившись, падает на этом белом снегу.

Аналогии с современностью? Мы тоже, не разбирая средств, кинулись за счастьем. Для многих это прежде всего деньги, деньги, добытые любой ценой. Мы даже не раздумываем о том, что это наше счастье несёт смерть другим. Реальную смерть. Алексей Балабанов снова прошёл по той зоне, которую оставил нам Андрей Тарковский в своём фильме “Сталкер”. Она не так абстрактна, как это многим может показаться. Ну, например, в любой момент вы можете умереть от ядерной радиации, не очень далёкой от вас ядерной АЭС. Они, кстати, проезжают в фильме мимо какой-то АЭС.
И ещё, мы поразительно ничего не делаем, чтобы быть счастливыми на этой земле, не убивая никого.
И продолжаем упорно верить в то, что кто-то может нам это счастье дать. Помните шофёр говорит, что Бог ничего не смог построить здесь на земле. Мы даже не задумываемся над тем, как он построит счастье для нас, с нами убийцами...